В статье рассказали, что собой представляет действующий профстандарт «Специалист по внутреннему контролю (Внутренний контролер)», утвержденный приказом Минтруда и социальной защиты РФ № 236н от 22.04.2015 года, какие особенности его применения могут быть решающими в сфере здравоохранения.
Приказ Минтруда и социальной защиты № 236н от 22.04.2015 разработан с учётом основных требований к профессии внутреннего контролёра и содержит подробное описание должности специалиста, характеристику его обобщённых трудовых функций, уровень квалификации, а также квалификационные уровни, знания и навыки, необходимые для работы, но, по мнению разработчиков нового профстандарта Специалист ВКК, для медучреждений нужен особый подход в связи с выходом нового приказа по внутреннему контролю.
Кто такой внутренний контролер
Внутренний контролер — это специалист, благодаря работе которого медучреждение может минимизировать риски и усовершенствовать систему управления материальными и трудовыми ресурсами.
Сегодня это востребованный и высококвалифицированный специалист с высокой степенью ответственности и широким профессиональным профилем, востребованный и имеющий хорошие перспективы карьерного роста.
Средняя заработная плата внутреннего контролера в декабре 2020 года составляла 80–100 тыс. рублей.
Профстандарт «Внутренний контроль» необходим для:
- Формирования кадровой политики учреждения.
- Организации процесса обучения и аттестации сотрудников.
- Составления должностных инструкций и учебных планов.
Документ содержит подробное описание соответствующей должности внутреннего контролера трудовой функции, требования к уровню образования и опыту работы по данному профилю, а также общие цели внутреннего контроля учреждения.
Цели работы внутреннего контролера
Внутренний аудит – это система контроля соблюдения порядка бухгалтерской отчетности и управления организацией.
Основные цели внутреннего контроля - выработка и внедрение схем выявления, оценки, снижения рисков, повышение эффективности работы всех систем и процессов, а также мониторинг правильности оформления и ведения внутренней отчетности учреждения.
Непосредственно к целям работы контролера относятся:
- выявление и оценка значимости рисков рабочих процессов в учреждении;
- повышение эффективности систем управления экономическими субъектами;
- достижение запланированных финансовых и операционных показателей;
- экономия ресурсов, сохранение активов медучреждения;
- обеспечение руководства медучреждения достоверной и своевременной отчетностью.
Работа внутреннего контролера требует наличия специальных знаний и навыков, полный перечень которых содержит профессиональный стандарт «Внутренний контроль».
Трудовая функция
Профессиональный стандарт «Специалист по внутреннему контролю» содержит четкое описание его трудовой функции.
Так, к его обязанностям относятся:
- Подготовка и проведение внутренних проверок и консультаций по вопросам ведения бухгалтерской отчетности и эффективности менеджмента.
- Анализ результатов деятельности систем управления рисками и информационной безопасностью.
- Проверка достоверности данных о финансово-хозяйственной деятельности медучреждения.
- Контроль результативности деятельности лечебного учреждения и сохранности ее активов.
- Обеспечение соответствия всех хозяйственных, кадровых и прочих мероприятий требованиям действующего законодательства и положениям внутренней нормативной документации.
Функциональная карта данного специалиста охватывает два квалификационных уровня – 6 и 7. Именно от него, а также от трудовой функции, зависит набор выполняемых специалистом трудовых действий, а также необходимых для этого знаний и навыков.
Внедрите ВКК по новым правилам Минздрава. Автор доработок, Игорь Иванов, описал пошаговый алгоритм и предоставил образцы локалки. За прохождение программы – 144 ЗЕТ.
Уровни квалификации
Рассматривая уровни квалификации внутреннего аудитора, которые описаны в профессиональном стандарте «Специалист по внутреннему контролю», можно заметить, что те из них, кто имеет 6 уровень квалификации, чаще всего выполняют роль участника рабочей группы.
Такие сотрудники достаточно квалифицированы для проведения внутренней аудиторской проверки или консультирования в составе комиссии, но не готовы работать самостоятельно.
Специалисты с 7 уровнем квалификации, напротив, могут проводить внутреннюю аудиторскую проверку или заниматься выполнение консультационного проекта в одиночку.
Специалист, соответствующий требованиям 7 квалификационного уровня, может:
- замещать должности, связанные с разработкой методологической базы, регламентов и методик для использования службой внутреннего контроля;
- самостоятельно консультировать и проводить проверки, а также руководить аудиторской группой;
- проводить планирование и координирование деятельность аудиторского отдела организации.
Введение профессионального стандарта аудитора предполагает проверку квалификационного уровня специалистов, занимающих аудиторские должности.
Требования к уровню образования
Внутренний контролер обязательно должен иметь высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура). Приветствуется дополнительное профессиональное образование - курсы переподготовки, профессиональная сертификация или повышение квалификации в сфере внутреннего контроля.
Необходимые знания и умения, опыт работы
Для того, чтобы работать главным экспертом по аудиту или руководителем соответствующего отдела (7 квалификационный уровень), специалист должен иметь не менее 3 лет опыта работы в рамках указанных в профстандарте полномочий либо в течение такого же периода трудиться в сфере, связанной с основным направлением хозяйственной деятельности организации.
Основные навыки:
- разработка и проведение презентаций, семинаров, обучающих лекций;
- анализ и оценка данных внутренних проверок;
- формулировка задач и контроль процесса их решения;
- умение работать в команде и развивать у подчиненных компетенции, необходимые для эффективной работы;
- работа с законодательной базой.
Специалист по контролю должен знать:
- Международные концепции и стандарты внутреннего аудита.
- Кодексы корпоративного управления.
- Актуальные методы оценки и управления рисками.
- Нормы трудового, гражданского и административного законодательства РФ.
- Локальную организационно-распорядительную документацию компании.
- Принципы и порядки формирования финансовой и управленческой отчетности.
Специалист 6 квалификационного уровня должен иметь не менее 2 лет опыта работы в одной из областей хозяйственной деятельности медорганизации, знать основы проведения процедур тестирования, наблюдения, пересчета и анализа данных, а также методы автоматизации внутреннего аудита.